Аналитическая справка "Молодежь в СНГ: определение понятия и возрастные границы"

14.06.2022

В аналитическом материале, подготовленном сотрудниками электронной библиотеки, показаны вариативность определения дефиниций "молодежь" и обширность ее возрастных границ, установленных в странах, входящих в состав СНГ. Аналитическая справка составлена на основе нормативно-правовых актов, регламентирующих молодежную политику на пространстве Содружества.

Согласно брошюре «Молодежь в Содружестве Независимых Государств и Цели Устойчивого развития», на начало 2020 года в странах Содружества Независимых Государств (далее – СНГ) проживало около 52 миллионов человек в возрасте от 15 до 29 лет (18% от общей численности населения в этих государствах). Наибольшая доля молодежи – в Таджикистане (27.3%), Узбекистане (25.5%) и Кыргызстане (24.5%). Несмотря на то, что доля молодежи в странах СНГ постепенно сокращается, что связано, в первую очередь, со старением населения, молодые люди остаются ключевым социально-демографическим ресурсом государства. Законодательство стран СНГ в сфере молодежной политики продолжает совершенствоваться. Однако что понимается под термином «молодежь»? Существует ли на постсоветском пространстве единый подход к определению этого понятия?

В 2012 году Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ был принят Модельный закон «О государственной молодежной политике». В нем дано определение молодежи (молодых граждан) – «социально-демографическая группа (социальная общность) граждан (включая лиц с двойным гражданством, иностранных граждан и лиц без гражданства), постоянно или преимущественно проживающих на территории государства-участника СНГ, в возрасте от 14 до 30 лет (или в иных возрастных границах, если они отражают традиционно сложившиеся в государстве-участнике СНГ представления о молодежи)». В «Словаре-справочнике терминов и определений понятий модельного законодательства государств-участников СНГ» молодежь определяется как «лица от 18 до 29 лет, если в соответствии с национальным законодательством не установлено иное». Как мы видим, на международном уровне отсутствуют четко установленные возрастные границы.

На сегодняшний день во всех государствах-участниках СНГ, кроме Республики Армения, приняты базовые законы в сфере государственной молодежной политики. Указанные в этих нормативно-правовых актах возрастные рамки молодежи обширны.

Источник: Составлено автором на основании нормативно-правовых актов, регламентирующих молодежную политику в СНГ
Источник: Составлено автором на основании нормативно-правовых актов, регламентирующих молодежную политику в СНГ

Нижняя возрастная граница молодежи, за исключением Азербайджанской Республики, – 14 лет. Верхняя граница – максимум 35 лет (в трех странах, в том числе и в Российской Федерации).

В России понятие «молодежь», помимо Федерального закона от 30.12.2020 N 489-ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации», закреплено так же в «Основах государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» – документе, принятом в 2014 году. Под «молодежью» понимается «социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями». Согласно данной дефиниции, не только возрастные характеристики определяют молодежь как категорию населения, но и социальные условия и ценностные ориентиры, которые как в Российской Федерации, так и в других государствах-участниках СНГ, трансформируются под влиянием различных факторов, в том числе в контексте глобализации.

Здесь мы подходим к важной проблеме, которая препятствует формированию единого подхода к определению понятия «молодежь». В разных гуманитарных науках «молодежь» трактуется по-своему. Молодежь можно рассматривать как поколение людей, проходящих стадию социализации (процесс становления личности, усвоения норм, установок, ценностей, присущих конкретному обществу). С социологическим видением тесно переплетена демографическая концепция, согласно которой именно возраст является ключевой особенностью молодежи. С точки зрения психологии к молодым людям относятся те лица, которым присущи конкретные психофизиологические особенности.

Вопрос типологии также является существенным при попытках точно обозначить понятие «молодежь». Среди молодежи можно выделить разные взаимосвязанные группы: дети, подростки, несовершеннолетние, школьники, студенты и т.д. Кроме того, молодежь можно подразделить на сельскую, рабочую, талантливую и т.п. Наряду с термином «молодежь», в нормативно-правовых актах используются такие понятия, как «молодой специалист», «молодой предприниматель», «молодая семья» и др.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что на постсоветском пространстве отсутствует единая трактовка понятия «молодежь». На международном уровне дефиниция дана в Модельном законе «О государственной молодежной политике», однако обозначенные возрастные границы зачастую не совпадают с теми, какие установлены в каждой конкретной стране СНГ. Специалисты в разных областях науки придерживаются различных подходов к определению сущности «молодежи». Многообразие типов, видов внутри молодежи как социально-демографической группы лишь затрудняет закрепление единого термина для ее обозначения.

Список литературы:

1) Алехина И. С., Путря Н. Г. Молодежь как субъект и объект государственной молодежной политики: проблемные аспекты понятийного аппарата // Управленческое консультирование. – 2020. - № 3. – С. 39-46.

2) Закон Азербайджанской Республики от 09.04.2002 N 997-IIQ «О молодежной политике».

3) Закон Кыргызской Республики от 31.07.2009 N 256 «Об основах государственной молодежной политики».

4) Закон Республики Беларусь от 07.12.2009 № 65-3 «Об основах государственной молодежной политики».

5) Закон Республики Казахстан от 09.02.2015 № 285-V 3РК «О государственной молодежной политике».

6) Закон Республики Молдова от 29.07.2016 № 215 «О молодежи».

7) Закон Республики Таджикистан от 15.07.2014 № 52 «О молодежи и государственной молодежной политике».

8) Закон Республики Узбекистан от 14.09.2016 № 3РУ-406 «О государственной молодежной политике».

9) Закон Туркменистана от 29.08.2013 № 423-V «О государственной молодежной политике».

10) Модельный закон «О государственной молодежной политике».

11) Молодежь в Содружестве Независимых Государств и Цели Устойчивого Развития / Статкомитет СНГ, ЮНФПА. – М., 2021. – 36 с.

12) Основы государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2025 года.

13) Ростовская Т. К. Социальное конструирование правового статуса молодежи и молодой семьи // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2014. - № 3 (35). – С. 91-95.

14) Словарь-справочник терминов и определений понятий модельного законодательства государств-участников СНГ / Под ред. М.А. Вуса и В.В. Бондуровского. – СПб.: Издательство «Юридический Центр-Пресс», 2012. – 360 с.

15) Федеральный закон от 30.12.2020 N 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации».

16) Ценностные трансформации современной молодежи государств-участников Содружества Независимых Государств. Сборник научных статей / Под редакцией А.А. Александрова и В.К. Балтяна. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2015. – 240 с.