Недавно мы рассказывали о кафедре социальной и молодёжной политики Института социальных наук в Алтайском государственном университете (АлтГУ). Сегодня хотим познакомить вас с доктором социологических наук, доцентом этой кафедры.
1) Ваш академический путь начался в Алтайском государственном университете, где вы получили специальность по биологии. Затем Вы защитили кандидатскую диссертацию по теме «Формирование психологической готовности курсантов юридического института МВД России к профессиональной деятельности» в Барнаульском государственном педагогическом университете (БГПУ). С чем было связано такое изменение направления обучения?
В 8 классе я прочитала книгу А. А. Рухманова «Познать себя», которая определила мой интерес к работе с людьми в широком смысле этого слова. В течение всей своей профессиональной жизни я этим и занимаюсь. Человек – это биопсихосоциальное явление, и все учебные и профессиональные направления, которые я реализовала в жизни, были с этим связаны. На биологическом факультете мною было получено много знаний по психологии и психофизиологии человека. В итоге я закончила направление «Специализация психофизиологии человека» и защитила диплом по теме «Изучение особенностей функционирования сердечно-сосудистой системы у людей с разными врождёнными психологическими особенностями». В процессе эксперимента я измеряла электрокардиограммы людей, проводила психологическое тестирование. Сразу после окончания биофака мне повезло устроиться в психологический центр по профориентации молодёжи. Там я стала сначала районным консультантом-психологом, затем психологом отдела профессиональной адаптации и отбора, затем была главным психологом краевой службы профориентации и психологической поддержки. На определённом этапе я работала психологом центра диагностики УВД Алтайского края. Именно там мне удалось собрать много экспериментального материала за 3 года. Эти данные касались характеристик сотрудников МВД. В это же время я познакомилась с доктором педагогических наук и начала работать над диссертацией по теме педагогики. Это была работа междисциплинарного характера, там была психологическая, социологическая и педагогическая часть. На мой взгляд, самые интересные исследования всегда получаются именно на стыке наук.
2) В 2016 году, в Санкт-Петербургском государственном университете (СПбГУ), Вы успешно защитили докторскую диссертацию на тему суицидальных рисков. Расскажите подробнее про процесс сбора материалов. Какие источники Вы привлекали? Кто выступил Вашим научным руководителем?
Явление суицида – комплексное. Чтобы его изучать, нужно знать психологию, биологию, медицину, экономику. У меня такая подготовка была. Это очень актуальная проблема для всего мира. Ежегодно 1 миллион людей заканчивает жизнь самоубийством. Моим научным руководителем была заведующая кафедрой, известный социолог Максимова Светлана Геннадьевна. Я ей очень благодарна, поскольку она мне помогла собрать все данные. У нас на кафедре очень много исследований, большая эффективность экспериментальной работы. И у нас был большой грантовый проект по исследованию социальной безопасности и социального риска. Моя часть исследования касалась именно суицидального риска. Я разрабатывала вопросы и предлагала свои индикаторы. Это исследование было проведено в 6 регионах России. Мы опросили 4200 человек и связали суицидальные наклонности с разными аспектами жизни: экономическими, психологическими установками, настроением, удовлетворенностью, здоровьем, с безопасностью. Была масса индикаторов, которую мне удалось проанализировать. На их основе создали модель суицидального риска для каждого региона. Также я исследовала модели по разному возрасту: что становится причиной склонности к суициду в разном возрасте. Кроме того, я анализировала статистику по всем регионам, по всей России в целом за последние 10 лет. В своей диссертации я использовала эти данные. Ещё я изучала нормативные документы, связанные, например, с организацией суицидологических кабинетов. Одна из глав диссертации была посвящена тому, как вообще в России поставлена суицидологическая служба. В процессе защиты мне удалось пообщаться с выдающимися учёными, например, моим оппонентом был суицидолог, доктор юридических наук Яков Ильич Гилинский.
3) На Ваш взгляд, почему будущим специалистам по работе с молодёжью важно изучать психологию девиантного поведения? И связанный с этим вопрос: как решается проблема профилактики суицидов в Алтайском крае?
Я уже более 20 лет преподаю для студентов ОРМ. Читала курсы, связанные с девиациями, у нас их очень много, они касаются разных аспектов девиаций. Это очень важные предметы для ОРМщиков, потому что девиации растут и молодеют. Например, сейчас, в цифровую эпоху, возникают новые, цифровые девиации. Нормальных, 100% психически здоровых людей практически не бывает. Поэтому очень важно знать, как работать с молодёжью с девиацией. В Алтайском крае уже много лет существует Антисуицидальная служба, и она имеет межведомственный характер. Туда входят представители медицинских служб, министерства образования, подростковые и психиатрические службы, представители педагогического сообщества, полиция и, конечно, волонтёры. Также в Барнауле уже 10 лет работает Центр психолого-педагогической и социальной помощи молодёжи. Они занимаются преодолением аутоагрессии у подростков широкого плана. Помимо суицида, сейчас важным и сложным направлением является селфхарм – нанесение себе телесных повреждений. Человек не кончает с собой, но он без конца режет себе руки, вырывает волосы, бьётся об стену. И это явление сейчас тоже возрастает. Эта межведомственная служба собирается периодически, постоянно идёт анализ статистики, подробный разбор случаев. Ещё есть служба обучения психологов. Каждый год я читаю лекции в центре [Центр психолого-педагогической и социальной помощи молодёжи] для какой-то определённой категории психологов: школьных, социальных работников и т.д. То есть постепенно обучаем всех специалистов, которые так или иначе могут повлиять на проблемы суицида. В АлтГУ у нас есть программа дополнительного образования по профилактике суицидального поведения, коррекции. Там мы обучаем различным тренингам, психологическим методикам диагностическим. Также есть такое направление, как общественные наставники. Это когда, например, взрослые люди разных профессий начинают общаться с детдомовскими ребятами. Их тоже обучают по теме подростковых проблем. Таким образом, работа по преодолению девиаций ведется на разном уровне.
4) В 2011 году вы получили благодарственное письмо ректора Удмуртского государственного университета за активную помощь в проведении Всероссийской студенческой олимпиады по специальности «Организация работы с молодёжью». Как зародился и развивался этот проект?
Да, в 2011 году действительно мы с ребятами ездили в Ижевск, где проходила Всероссийская олимпиада по работе с молодёжью. Она тогда еще только начиналась, но этот проект не нами был организован, мы были его участниками. А вот как раз организован он был УдГУ совместно с Московским государственным университетом. Так как мы тоже реализуем ОРМ, то наши ребята также участвовали в этой олимпиаде. Я была педагогом, которая везла своих учеников для участия в ней, в различных конкурсных заданиях и получила от ректора благодарственное письмо за активное участие. Наши ребята заняли призовое место по олимпиаде по тестированию.