Недавно мы рассказывали о кафедре социологии и организации работы с молодежью в НИУ "БелГУ", и сегодня хотим познакомить вас с доцентом этой кафедры, кандидатом социологических наук Анастасией Владимировной Кисиленко.
1) Ваши учёба и преподавательская деятельность всегда были связаны с Белгородским государственным национальным исследовательским университетом. Вы выпускница направления «Государственное и муниципальное управление». Сейчас Вы курируете образовательные программы «Организация работы с молодёжью» и «Управление в сфере молодёжной политики» в бакалавриате и магистратуре. Расскажите подробнее про Ваш академический путь.
Действительно, оказалась, что университет стал для меня не только площадкой для профессионального обучения и личностного развития, но и местом интересной, насыщенной, перспективной работы. По первому образованию я менеджер в сфере государственного и муниципального управления, по второму – социолог. В 2009 году я закончила среднюю общеобразовательную школу г. Белгорода с серебряной медалью. В те годы для выпускников, имевших подобный знак отличия, при поступлении в вуз допускалось сдавать только один профильный экзамен. На специальность ГМУ таким предметом в Белгородском государственном университете выступала математика. Как сейчас помню, для получения высокого результата на вступительном экзамене надо было правильно решить разнообразные математические задачи в определённом временном интервале. Справилась на оценку «отлично», очень радовалась, поскольку это позволило быть зачисленной на бюджетную форму обучения. Отучилась в течение 5 лет, выпустилась с красным дипломом и сразу же получила предложение о работе на кафедре социологии и организации работы с молодёжью, которая в то время как раз выделялась в самостоятельное учебно-научное структурное подразделение, функционирующее в рамках института. С момента образования родной кафедры работала на разных академических должностях, сначала в качестве ассистента, потом старшего преподавателя, ну и позднее заняла должность доцента.
Что касается направления «Организация работы с молодёжью», то курировала его с самых истоков, когда еще готовили специалистов по старым государственным стандартам. В 2011 году набрали первый курс бакалавров, стали осваивать новую образовательную модель. В 2019 году открыли магистерскую программу в рамках указанного направления, сделав акцент на организационно-управленческих, финансово-экономических, кадровых практиках и инструментах, реализуемых различными субъектами, действующими в инфраструктуре молодёжной политики Белгородской области. В последние годы расширили возможности для поступления на данное направление для студентов после СПО [среднее профессиональное образование]. Главное, чего мы всегда придерживаемся, работая на разных курсах с нашими обучающимися, – это социализация и нетворкинг, организация их взаимодействия с компаниями-партнёрами, практикоориентированность, поддержка студенческих инициатив и создание условий для вторичной занятости.
2) В 2018 году Вы получили степень кандидата социологических наук. Какая была тема диссертационного исследования? Кто выступил научным руководителем?
Из своего личного опыта могу сказать, что необходимо осознанно подходить к выбору темы диссертационного исследования, поскольку зачастую тема определяет весь дальнейший путь, степень трудоёмкости работы и перспективы успешной защиты. Тема моего диссертационного исследования – «Волонтёрство как форма самоорганизации российской молодёжи в условиях риска» весьма актуальна и практически значима до сих пор. Волонтёрская деятельность направлена на упорядочение отношений между людьми в сторону проявления взаимопомощи, самоотверженности, милосердия, отзывчивости и ответственности. Массовые инициативы добровольцев, которые мы наблюдаем ежегодно, демонстрируют высокие возможности данного ресурса как с точки зрения их самореализации, так и решения различных проблем и социально-значимых задач. Примечательно, что год мой защиты был объявлен в нашей стране Годом добровольца (волонтёра). Мой научный руководитель, с которым мы регулярно обсуждаем научные статьи, участие в конференциях различного уровня, готовим совместные публикации и проекты, отслеживаем актуальные разработки и идеи, – это доктор социологических наук, зав. кафедрой социологии и организации работы с молодёжью, директор Международного центра социологических исследований НИУ «БелГУ» Инна Сергеевна Шаповалова.
3) Вы преподаёте такие дисциплины, как «Карьерные стратегии молодёжи», «Социология управления», «Молодёжный работник: организация и технология личного труда» и др. На Ваш взгляд, как изменился подход к преподаванию этих дисциплин за последние 5-10 лет?
ОРМ – это выбор людей, которые хотят работать в системе «человек-человек», то есть быть гибкими, мультизадачными и уметь находить общий язык с другими. Каждая из указанных вами дисциплин – это комплексная система знаний, опирающаяся на широкий круг научных отраслей, поэтому представления об их содержании расходятся у отдельных преподавателей, предлагающих свою структуру и порядок изучения. Я могу среди ключевых изменений отметить два аспекта.
Во-первых, освоение студентами организационно-управленческих методов, технологий для формирования и развития профессиональной компетентности служащих отрасли молодёжной политики. Взаимосвязь теории и практики крайне важна в преподавании указанных дисциплин. Как показывает опыт взаимодействия с практикующими профессионалами, прикладные аспекты в деятельности специалиста по работе с молодёжью весьма разнообразны и могут трансформироваться с учетом внешних и внутренних факторов среды. Поэтому важно с опорой на реальные кейсы постигать бережливое производство, карьерные супервизию, тьюторинг, коучинг, SWOT-анализ, диаграмма Исикавы, метод «галстук-бабочка», технологии управления по целям, программно-целевого управления, управления рисками и прочие. Перечень этим не ограничивается, подобных инструментов в рамках этих дисциплин можно назвать много.
Во-вторых, речь идёт о мультимодальной педагогике, использовании различных форм (речь, аудио, иллюстрации, инфографика и прочее) которые позволяют сделать процесс освоения дисциплин более увлекательным, доступным и инклюзивным. Может быть, стоило бы отметить работу в цифровой среде, но Белгородский государственный университет уже давно осваивает online форматы на базе специализированных платформ и акселераторов, поэтому на это акцент я не стала делать, но широкий доступ к таким образовательным сервисам недооценить невозможно.
4) В сферу Ваших академических интересов входит социология молодёжи. Одним из структурных подразделений университета является Международный центр социологических исследований, включающий в частности Лабораторию социологии молодёжи. Вы вовлечены в её деятельность? Какие социологические исследования, проведённые за последние годы, Вы бы выделили?
Центр социологических исследований на площадке Белгородского университета был открыт ещё 10 лет назад в 2014 году. Центр регулярно проводит много социологических исследований, посвященных молодёжной тематике, изучаются различные аспекты деятельности и проблем региональной молодёжи, большую часть исследований проводят молодые ученые под руководством опытных социологов. Но визитной карточкой Центра является мониторинг «Социальные стратегии молодёжи», которые впервые был проведён в 2018 году и на данный момент является социологическим сопровождением деятельности Министерства по делам молодёжи Белгородской области. Помимо собственных исследований, Центр включается в федеральную повестку (например, участие в исследованиях ВЦИОМ на платформе «Неравнодушный человек»), участвует в межрегиональных коллаборациях – вот прямо сейчас в исследованиях, инициированных Южным федеральным университетом, на тему «Российское студенчество: оценки и образы настоящего и будущего как основы формирования гражданственности и ценностных установок».
5) Поговорим про международную деятельность кафедры социологии и организации работы с молодёжью НИУ «БелГУ». Она сотрудничает с кафедрой социологии и социальной работы Казахского Национального университета им. аль-Фараби. Как давно осуществляется взаимодействие? Какие совместные проекты реализуются?
Интеграция в мировое образовательное, научное и культурное пространство благодаря сотрудничеству с субъектами образовательно-научной деятельности зарубежных стран – приоритетное направление развития любого университета. В период до 2022 года, на основе заключённого договора о сотрудничестве между нашими вузами и Центрами, велась достаточно плодотворная работа, связанная прежде всего с организацией академической мобильности студентов и преподавателей в рамках совместной образовательной программы. Проводились и проводятся по-прежнему совместные научные мероприятия, где Казахский университет является партнёром (мы проводим пять таких мероприятий в год – это четыре экспертные конференции и международный научный онлайн-форум «Научные результаты социологии»). В рамках подготовки магистерских программ реализовывались совместные исследования, включающие сравнительный компонент для наших стран. Ученые наших коллективов публикуются в журналах, есть и совместные публикации. Конечно, сейчас большое практическое взаимодействие затруднено, но мы не теряем связи, контактируем, оказываем друг другу содействие по возможности, поэтому не перестаём считать Казахский университет нашим полноправным партнёром.
6) Вопрос профориентации выпускников ОРМ крайне важен. Что бы вы посоветовали юношам и девушкам, которые учатся по специальности и ещё не определились, в каком направлении этой сферы хотят работать?
Я считаю, что нужно быть снисходительным к тем, кто во время учёбы еще не определился с выбором направления будущей работы, ведь ОРМ – сфера полисубъектная. В ней действуют различные структуры: государственные, муниципальные организации, образовательные учреждения, досуговые и ресурсные центры, социальные службы, общественные объединения, бизнес-структуры, которые обеспечивают возможность для развития молодёжи. Неудивительно, что при такой вариативности не просто сделать окончательный выбор. Многое, конечно, зависит от кафедры и университета, которые должны для своих обучающихся создавать условия, иметь шорт-лист компаний, занятий и проектов, по которым можно начать студенческий «крестовый поход». Но и студентам надо не бояться быть навязчивыми в поиске подобных возможностей, отправляться туда в одиночку, даже если придётся выполнять, то, чего пока не знаешь или в чём плохо разбираешься. Студент всегда сможет найти себе единомышленников, друзей и разобраться с тем, что действительно хочется и нравится делать, расширив профессиональный кругозор.