Интервью: Светлана Анатольевна Даньшина (УдГУ)

21.03.2024

Мы представляем вам новую рубрику, в которой будем публиковать интервью с сотрудниками кафедр вузов, реализующих направление "Организация работы с молодёжью", экспертами в области молодёжной политики.

Открывает эту рубрику интервью с заведующей Кафедрой истории, теории и практики социальных коммуникаций Института социальных коммуникаций УдГУ, кандидатом исторических наук Светланой Анатольевной Даньшиной.

Вся академическая карьера Светланы Анатольевны связана с Удмуртским государственным университетом.

В интервью она рассказала о Ресурсном центре волонтёрства, добровольчества и наставничества, других проектах кафедры, а также о своём академическом пути от студентки исторического факультета до заведующей кафедрой.

1.       Вы являетесь заведующей кафедрой Истории, теории и практики социальных коммуникаций Института социальных коммуникаций Удмуртского государственного университета. Сколько лет Вы занимаете эту должность? Как проходил Ваш академический путь от студентки исторического факультета до заведующей кафедрой?

С 2003 года в Удмуртском государственном университете кафедра Истории, теории и практики социальных коммуникаций ведёт подготовку по направлению «Организация работы с молодёжью». В статусе молодого учёного курировала направление «Организация работы с молодёжью» с самых истоков. Должность заведующего Кафедрой занимаю семь лет. Прохождение пути от студента до заведующего включает в себя несколько этапов. Студентам могу порекомендовать эффективные шаги, которые обычно включаются в этот процесс: получение высшего образования и научных степеней; приобретение опыта работы в своей области, начиная со студенческих проектов и практик; участие в научных проектах, курсах повышения квалификации; совершенствование административных навыков; развитие своей научной и профессиональной репутации. В процессе прохождения пути от студента до заведующего кафедрой ключевыми факторами являются упорный труд, научная активность, наставничество, доказательство своей экспертности в выбранной области. Главное, конечно же, любить свою команду преподавателей и студентов.

2.       Вы преподаёте такие дисциплины, как «Патриотическое воспитание молодёжи», «Проектная деятельность в рекламе и связях с общественностью», «Управление проектами» и «Профилактика экстремизма в молодёжной среде». На Ваш взгляд, как изменился подход к преподаванию этих дисциплин за последние 5–10 лет?

За последние 5–10 лет произошли большие изменения в преподавании проектной деятельности, патриотическом воспитании, профилактике экстремизма в молодёжной среде. Курсы стали более практическими и ориентированными на развитие навыков, необходимых для успешной работы с современной молодёжью. Вот несколько изменений, на которые хотелось бы обратить внимание:

- Междисциплинарный подход. Учитывая широкий спектр аспектов, связанных с молодёжной политикой, внедряются междисциплинарные проекты, студенты получают более полное представление о сложности и важности работы в этой области. Включение элементов истории, философии, социологии, политической науки, экономики и других соответствующих дисциплин помогает развивать глубокое понимание молодёжной политики. Сегодня образование фокусируется на развитии ценностей, связанных с патриотизмом, таких как любовь к Родине, традициям, культуре и национальному достоинству.

- Использование цифровых технологий и онлайн-обучения. Внедрение искусственного интеллекта, иммерсивных технологий и онлайн-обучения позволяет студентам получить доступ к актуальной информации, ресурсам и различным инструментам. Использование онлайн-платформ, вебинаров, форумов и других форм электронного обучения позволяет гибко и эффективно изучать дисциплины. Благодаря форумным кампаниям, грантам Росмолодежи студенты через проекты погружаются в темы сохранения исторической памяти, развития межкультурных коммуникаций, создают стартапы.

- Сотрудничество с практикующими профессионалами. Больше опоры на реальные кейсы и ситуации в молодёжной политике, возможность проводить исследовательскую работу на практике, работу с молодёжными организациями и органами власти. Мы активно сотрудничаем с профессионалами Агентства по молодёжной политике Удмуртской Республики. Внедрение инноваций позволяет подготовить студентов к реальным вызовам и потребностям. Важным является создание среды, в которой студенты чувствуют себя частью своей страны.

3.       Ваша кафедра активно развивает такие проекты, как «Взлётная полоса», «Поколение Медиа», «Профпрогулка». Почему был сделан упор именно на такие тематики?

Упор на данные проекты был сделан с учётом современных трендов развития образования и потребностей студентов. «Взлётная полоса» является проектом, направленным на подготовку студентов к успешной карьере, обеспечивая им все необходимые навыки и знания для будущей профессиональной деятельности. Проект «Поколение Медиа» отражает актуальность современных цифровых технологий и их влияние на современное общество. Проект направлен на развитие креативных и коммуникативных, предпринимательских навыков студентов. «Профпрогулка» является проектом, предназначенным для расширения профессионального кругозора и позволяющим студентам получить практический опыт работы в реальных условиях.

4.       В состав Института социальных коммуникаций входит Ресурсный центр волонтёрства, добровольчества и наставничества. Сегодня вопрос развития волонтёрской деятельности особенно актуален: на пространстве СНГ нынешний 2024 год объявлен Годом волонтёрского движения. Как был создан Ресурсный центр волонтёрства, добровольчества и наставничества?

В 2014 году преподаватели и студенты кафедры выступили с инициативой создания Ресурсного центра. Первые годы студенты выступали помощниками в организации городских мероприятий, акций. С ростом волонтёрского движения в стране характер участия стал расширяться.

5.       Расскажите об участии студентов Вашей кафедры в деятельности этого центра.

Мы активно принимаем участие во Всероссийских форумных кампаниях, акциях и проектах Росмолодёжи. Студенты нашей кафедры являются ядром активистов волонтёрского движения Удмуртской Республики. Помогают с организацией благотворительных акций, работают на крупных мероприятиях и оказывают помощь нуждающимся.

6.       Реализуются ли проекты по добровольческой тематике совместно с коллегами из СНГ?

Сотрудничество с коллегами из стран СНГ в области добровольчества является одной из приоритетных задач Кафедры. В рамках международных проектов и программ регулярно проводятся совместные мероприятия и осуществляется обмен опытом с Республикой Беларусь. В частности, с Белорусским государственным экономическим университетом мы проводим Международную научно-практическую конференцию «Актуальные тенденции социальных коммуникаций: история и современность», онлайн-митапы, исследования. Хотелось бы выразить благодарность команде Электронной библиотеки «Молодёжь Содружества» за возможность расширить информационную базу и участие в научных международных проектах!

7.       Какую роль, на Ваш взгляд, играет волонтёрство в реализации современной государственной молодёжной политики в России?

Волонтерство играет ключевую роль в реализации современной молодёжной политики в России. Оно способствует включению молодёжи в общественную жизнь, развивает гражданскую активность и социальную ответственность. Волонтёрство также способствует развитию лидерства, коммуникации и творчества, что является важным вкладом в личностное развитие молодых людей.

Фото: предоставлено Даньшиной С.А.
Фото: предоставлено Даньшиной С.А.