Кафедры ОРМ: интервью с аспирантом 1 курса Кафедры социальной работы и социальной безопасности (САФУ)

25.07.2024

Виктор Обуховский, аспирант 1 курса специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы».

1)   Ты закончил бакалавриат по специальности «Организация работы с молодёжью», а магистратуру по специальности «Социальная работа» (магистерская программа «Социальная работа с различными группами населения»). Почему ты решил при поступлении выбрать именно ОРМ?

В 2017 году, когда я поступал, можно было подавать только на три направления. Я лишь понимал примерный ориентир: хотелось либо что-то близкое к себе по увлечениям (творческое), либо просто хотя бы нескучное и небанальное. Сыграло свою роль и нежелание покидать родной город Архангельск. Так у меня в заявлении, поданном в САФУ им. М.В. Ломоносова, появились: «Издательское дело» (всегда любил и умел писать), «Реклама и связи с общественностью» и по рекомендации сотрудника приёмной комиссии «Организация работы с молодёжью» (тогда я абсолютно не понимал, что же это такое). Далее по разнообразным «случайностям», в которые я никоим образом не верю, я попал именно на ОРМ. И это мое «неверие в случайности» только упрочилось после поступления, ведь это, как сразу понял, был один из лучших выборов в моей жизни. Как отметил выше, в глубине я всегда мечтал быть в творческих профессиях: режиссёр, писатель, актер, музыкант и т.п. Однако и подумать не мог, что получаемые на кафедре специальности дадут мне понемногу из каждой этой области. Только, разумеется, в общественно-полезном и научном контекстах. Реализовывать тренинговые технологии, организовывать серьёзные мероприятия и исследования, снимать ролики, писать посты, взаимодействовать с людьми и многое другое – разве это не творчество? Получилась такая научно-творческая смесь возможностей по реализации талантов.

2)   Какие были темы твоих дипломных работ? Где ты проходил практику во время обучения?

Все «производственные» практики я проходил в школах (педагогом-организатором). Такие практики не отвлекали меня от других учебных и научных дел, от активностей для кафедры. Никогда даже не думал проходить практики в молодёжных центрах и т.д., ведь на самом деле к тому времени уже знал, что скорее всего буду преподавателем.

Дипломные темы всегда были в разной степени необычными. Бакалаврская работа: «Роль современного российского кинематографа в формировании семейных ценностей молодёжи». В рамках неё попробовал проверить: как современное российское кино влияет на семейные установки и ценности молодёжи, их отношение к семейной жизни в целом, существует ли вообще какая-то корреляция. Реализовал анкетный вопрос, проводил фокус-группу: смотрели с респондентами фильм и обсуждали его, анализировали.

Магистерская диссертация уже, разумеется, серьезнее, но тоже сохраняет эксклюзивность смешения тематик: «Медиаобразование в социальной работе с молодёжью в рамках открытого пространства». Исследование было масштабным: глубинное интервью с ответственным за пространства по Архангельской области, 11 интервью с кураторами пространств на местах, контент-анализ. Молодёжные пространства на тот момент переживали бум популярности развития, активно создаваясь по всей стране. Существовал запрос на методические материалы, по которым специалисты – кураторы пространств могут наполнять деятельность точек, работать с молодёжью. Мероприятия по развитию навыков медиаграмотности (осознанного потребления и производства контента и защите себя от разного рода деструктивной информации) как нельзя лучше выступили примерами возможных для внедрения методик, технологий и форматов работы. Можно сказать, что разработанные по итогам работы методические рекомендации были очень детальными и предметными. Хочу их, кстати, ещё расширить и опубликовать.

3)   Что побудило тебя пойти в аспирантуру и заниматься научной деятельностью?

У меня не было и мысли, чтобы не продолжать обучение дальше. Хочется подтвердить свои способности и знания научной степенью, чтобы, например, потом (с точки зрения «формальностей») полноправно внедрять свежие взгляды в науку, обучать студентов.  Необходимо повысить свою квалификацию, выйти за рамки прикладного ОРМ и соц. работы, расширить научное понимание социальных проблематик, научного метода в принципе. Вдобавок и личный фактор: буду первым кандидатом наук во всей своей семье, все родные в меня верят – не могу подвести их.

4)   Расскажи о своей диссертации. Как звучит тема работы и кто выступает научным руководителем?

В данный момент тема ещё уточняется. Рабочее название диссертации: «Трансформация медиапотребления молодёжи в условиях цифровой среды». Захватывающе изучать то, как мышление и образ жизни, стиль жизни изменяются под воздействием часто даже вынужденного использования и повсеместного внедрения абсолютно  разных форм «медиа». Как молодые люди перестраивают сознание, ценности, потребительское поведение в отношении контента в условиях постоянно окружающих нас цифровых устройств. Мой научный руководитель – Орлова Вера Вениаминовна, доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой философии и социологии Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР).

5)   На кафедре социальной работы и социальной безопасности работает Дискуссионный клуб «Студенческая кофейня» для студентов социально-гуманитарного профиля. Мы писали об этом клубе зимой. Как ты попал в проект? Как оцениваешь его успешность?

История клуба долгая. Если кратко, то он существовал на кафедре ещё до моего прихода под другим названием: «Студенческая чайная». И до моего прихода проект был «заморожен». Будучи уже в магистратуре, с подачи научного руководителя я возобновил деятельность клуба. Я собрал вокруг себя проектную команду, закрепил существование клуба документально, «осовременил» концепт и дизайн, наполнил активностями и мероприятиями, на протяжении двух лет сам их проводя, курируя, ведя социальные сети.

Важно отметить: клуб не только для «гуманитариев», мы всегда ждём и приглашаем разных гостей, чтобы создать междисциплинарный диалог разных профессиональных мнений –  продуктивное взаимодействие полярных точек зрения.

Эффективность формата оцениваю довольно высоко. Но не без специфических трудностей по вовлечению студентов в работу клуба – в этом есть свои нюансы. Всё чаще современные студенты перестают быть идейными. Нужны изощренные способы их мотивирования.

Сейчас же клуб – на паузе. Я больше не руковожу проектом, теперь буду куратором и консультантом. Сейчас ищем достойную команду, которая продолжит начатое дело.

6)   Ты работаешь ассистентом кафедры социальной работы и социальной безопасности. Что входит в круг твоих обязанностей?

Пока что круг обязанностей небольшой: веду практические занятия, проектные практики. Замечательный коллектив родной кафедры предоставил возможность реализовать мечту: теперь уже самостоятельно в роли молодого преподавателя помогаю воплощать идеи в жизнь следующим поколениям студентов, вооружая их инструментами, методиками и технологиями, делясь своим опытом, стараясь вдохновлять их на достижение личных высот.